Статья 170 УК РФ Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

 

Оглавление


Комментарий к ст. 170 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями:

а) регистрацией заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом;

б) умышленным искажением сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) занижением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

2. Незаконной является сделка, совершенная в нарушение положений ГК РФ и требований иного законодательства (например, сделки с землями, которые на основании закона исключены из оборота или ограничены в обороте, если в результате сделки происходит нарушение установленных ограничений).

3. Государственный кадастр недвижимости, являясь государственным информационным ресурсом, представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях Росреестром.

Искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости выражается в создании фальсифицированных учетных данных при помощи ложных записей или частичных подделок. Фальсифицированными могут быть, например, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок и т.д.); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование; описание местоположения границ земельного участка и т.д.

Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах.

4. Занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости – это внесение в государственный кадастр недвижимости заведомо ложных сведений, касающихся кадастровой стоимости объектов недвижимости.

5. Субъектом этого преступления может быть только должностное лицо, например, налогового органа, Росреестра.


Комментарий к статье 170 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение не только экологических систем, но и способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (ст. 12 ЗК).

2. Преступление нарушает установленный порядок земельных отношений, т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ (ст. 3 ЗК). Важно предпосылкой рационального использования и охраны земли является государственный учет и порядок гражданского оборота земель, установленный федеральными законами и подзаконными актами.

3. Преступление может быть совершено в трех формах преступной деятельности:
а) регистрация заведомо незаконных сделок с землей;
б) искажение сведений государственного кадастра недвижимости;
в) умышленное занижение размеров платежей на землю.

4. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей существенно нарушает земельные отношения. ГК относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, участки леса и все, что прочно связано с землей, к недвижимым вещам (ст. 130 ГК). Из содержания ст. 131 ГК и других гражданско-правовых норм вытекает, что земля может находиться в хозяйственном обороте в тех пределах, в каких это установлено законом. Она может быть предметом купли-продажи, сдаваться в аренду, в залог для получения банковских кредитов, вноситься в качестве доли в уставный капитал коммерческой организации, передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление и, следовательно, быть предметом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому любая сделка с землей подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 164 ГК и ст. ст. 25, 26 ЗК) в соответствии с требованиями, установленными в нормах гражданского права. Порядок регистрации различных сделок с землей определяется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ). Регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития РФ (Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 “О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии”). Факт регистрации является единственным основанием для получения свидетельства о праве собственности на землю. Регистрация сделок с землей с умышленным отступлением от правил является незаконной и может привести к выведению части земель из сельскохозяйственного оборота, к нарушению права собственности других лиц.

Земли в Российской Федерации подразделяются на категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса (ст. 7 ЗК). Правовой режим и порядок разрешенного использования земель определяются исходя из их принадлежности к той или иной категории.

Перевод земель из одной категории в другую возможен только в соответствии с федеральным законом (Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”). Земли сельскохозяйственного назначения, как наиболее ценная категория, не могут быть предметом купли-продажи с изменением их назначения. Статья 78 ЗК перечисляет физических и юридических лиц, которые могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения. Выделение и продажа такого земельного участка гражданину, например, для жилищного строительства или юридическому лицу для возведения промышленного комплекса или культурно-развлекательного центра будет нарушением закона. Регистрация такой заведомо незаконной сделки по корыстным мотивам образует содержание первой формы преступной деятельности, предусмотренной ст. 170 УК. Равным образом не может быть зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный на особо охраняемой территории, и в иных случаях, предусмотренных нормами ЗК.

5. Искажение сведений государственного кадастра недвижимости выражается в сознательной фальсификации учетных данных при помощи ложных записей или частичных подделок в Едином государственном кадастре недвижимости. Государственная регистрация прав на земельный участок и сделок с ним производится по установленной законом системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном кадастре недвижимости (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ)). Единый государственный кадастр недвижимости содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки, включает данные об этих объектах и сведения о правообладателях. Обязательным приложением к документам, необходимым для регистрации прав на земельный участок, является кадастровый план данного земельного участка (паспорт земельного участка), который содержит в графической или текстовой форме описание местоположения и установление на местности границ регистрируемого земельного участка и другие его индивидуальные характеристики. В целях государственного и муниципального управления земельными ресурсами в Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет земель и земельных участков специальной службой кадастрового учета (ст. 70 ЗК (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ)). Государственный кадастровый учет представляет собой систему сведений, включающих описание и индивидуализацию земельных участков на основе картографического материала, дистанционного зондирования и измерений, полученных на местности, а также сведения о территориальных зонах (кадастровый округ, кадастровый район, кадастровый квартал), о категориях земель, об их экономической оценке и стоимости в составе природных ресурсов и других характеристиках (ст. 20 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве” (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ)).

Умышленное искажение содержания кадастрового плана или межевого дела в отношении границ земельного участка, схемы его расположения, размеров площади, подделка в акте согласования границ земельного участка с другими землепользователями или в техническом паспорте объекта недвижимости, привязанного к земельному участку (дома, других построек), или включение ложных сведений о правоустанавливающих документах, которые являются основанием для регистрации (например, использование поддельного свидетельства о праве на наследство), характеризуют преступление в форме искажения сведений государственного кадастра недвижимости. Искажение учетных данных в отношении категории земельного участка, его размера, целевого назначения или правового положения неизменно повлечет за собой другие нарушения в сфере экономических отношений, например занижение или завышение нормативной цены земли, установленной для покупки, для получения банковского кредита под залог земельного участка, для определения размеров налога, арендной платы и т.д. В случае искажения сведений о целевом назначении земли (земельный участок сельскохозяйственного назначения определяется как городская земля) нарушается разрешительная система землепользования, что может повлечь за собой заключение незаконной сделки о купле-продаже земли.

6. Умышленное занижение размеров платежей за землю заключается в занижении всех видов платы за пользование землей. Платность является основным принципом природопользования (п. 7 ст. 1 ЗК). Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 “О плате за землю”, ст. ст. 65 – 66 НК регулируют отношения по плате за землю. Формами платы являются: налог на недвижимость (ранее – земельный налог), арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным налогом на недвижимость. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков или для получения банковского кредита под залог земли устанавливается нормативная цена земли. При определении размера налога на недвижимость, базовых размеров арендной платы и нормативной цены земли учитывается кадастровая оценка земли (Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 “О порядке определения нормативной цены земли” // Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. N 56 с изменениями и дополнениями от 21 апреля 2003 г.), которая устанавливается не чаще чем один раз в три года и не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с законом органам исполнительной власти и местного самоуправления предоставлено право с учетом условий размещения земельных участков повышать или понижать ставки налога для отдельных плательщиков. Умышленное занижение размеров платежей за землю должностным лицом государственного или муниципального органа путем уменьшения налогооблагаемой базы, занижения категории земли, изменения назначения земельного участка (например, вместо пашни указано “под выпас скота”) или незаконного применения льгот образуют признаки данного преступления.

7. Преступление совершается с прямым умыслом. Обязательным признаком является мотив корыстной или иной личной заинтересованности. При отсутствии данных признаков нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности влечет административную ответственность по ст. 14.35 КоАП.

8. Ответственности подлежат должностные лица, уполномоченные регулировать земельные отношения и исполнять контролирующие функции, которые, используя свое служебное положение, совершают действия, нарушающие закон: регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должностное лицо кадастровой службы и землеустройства, должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (местной администрации), налоговой службы.


 Комментарий к статье 170 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Комментируемая статья предусматривает три самостоятельных состава преступления, которые отличаются друг от друга объективными признаками.

Объектом первого преступления является установленный порядок государственной регистрации сделок с землей.
Права владения, пользования и распоряжения, а также другие вещные права на землю возникают по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 131, 164) и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Сделки с землей являются разновидностью гражданско-правовых сделок, каковыми в соответствии со ст. 153 ГК РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 274 ГК РФ), залог (ст. 334 ГК РФ), купля-продажа (ст. 454 ГК РФ), мена (ст. 567 ГК РФ), дарение (ст. 572 ГК РФ), аренда (ст. 606 ГК РФ)).

Объективная сторона преступления выражается в действии – регистрации заведомо незаконных сделок с землей.
Государственная регистрация прав – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Данный документ является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Регистрационные действия начинаются с момента приема документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих соответствующим требованиям. Далее эта процедура проводится в следующей последовательности:

– регистрация таких документов;

– их правовая экспертиза и проверка законности сделки;

– установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

– внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

– совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия – наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Поэтому сделка с землей признается незаконной, если она совершена в нарушение положений гражданского и земельного законодательства. Например, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ)).

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Например, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) (ст. 10 названного Закона).

Кроме того, во всех случаях незаконными следует считать ничтожные или оспоримые сделки. Например, ничтожными признаются сделки: не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ); противные основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ); мнимые и притворные (ст. 170 ГК РФ); заключенные с недееспособными (ст. 171 ГК РФ) или с лицами до 14 лет (ст. 172 ГК РФ). Эти сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом.

В отличие от них оспоримые сделки являются недействительными в силу наличия судебного акта (ст. 166 ГК РФ).

К ним следует отнести сделки, совершенные:

лицом вне пределов его полномочий (ст. 174 ГК РФ);

несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 175 ГК РФ);

лицами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ) и не способными понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ);

под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ) либо обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ) и т.д.

Деяние является оконченным в момент внесения записи о незаконной сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Состав преступления формальный.

Объект второго преступления – установленный порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

реестр объектов недвижимости;

кадастровые дела;

кадастровые карты (ст. 13 Закона).

Состав сведений, которые вносятся в него, подробно перечислен в ст. ст. 7 – 12 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”. Например, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ земельного участка; площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом требований.

В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости (если объектом является земельный участок):

кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;

сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости;

сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;

сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка;

категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование.

Порядок кадастрового учета регламентируется ст. ст. 16 – 28 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”.

Объективная сторона преступления выражается в действии – искажении сведений государственного кадастра недвижимости.

Под искажением понимается внесение в документы государственного кадастра недвижимости сведений, не соответствующих действительности. Например, изменены границы земельного участка, его целевое назначение или правовой статус.

Форма документов, в которые внесены такие искажения, не имеет значения. Это могут быть как бумажные, так и электронные носители.

Деяние окончено в момент внесения искажений в учетные данные государственного земельного кадастра. Состав преступления формальный.

Сопоставление признаков рассматриваемого преступления и признаков преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ, а также их санкций позволяет высказаться о том, что при наличии в действиях лица признаков служебного подлога содеянное подлежит квалификации по ст. 292 УК РФ При этом идеальная совокупность со ст. 170 УК РФ видится излишней.

Объект третьего преступления – установленный порядок определения размеров платежей за землю.

В соответствии с ЗК РФ использование земли осуществляется на платной основе (ст. 65). Формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками этого платежа признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база для налогоплательщика – физического лица (за исключением индивидуального предпринимателя) определяется должностными лицами налоговых органов на основании сведений, которые им представляются организациями, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также муниципальными образованиями. Во всех остальных случаях налоговая база рассчитывается самим налогоплательщиком – организацией и индивидуальным предпринимателем (ст. 391 НК РФ).

Следовательно, данное преступление может быть совершено только в отношении земельного налога, налогоплательщиком которого являются физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок ее определения зависит от того, кому она принадлежит. Если земля находится в государственной или муниципальной собственности, то размер арендной платы устанавливается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, если в частной собственности – договором аренды земельного участка (ст. 65 ЗК РФ).

Поэтому занижение размеров арендной платы за землю может быть совершено должностными лицами только применительно к земельным участкам, находящимся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

При исчислении земельного налога необходимо определить кадастровую стоимость земельного участка, для чего проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок ее проведения устанавливается Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель”.

В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” для целей, указанных в ст. 65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли, если не определена ее кадастровая стоимость. В соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 “О плате за землю”  нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок ее расчета предусмотрен Правительством Российской Федерации.

Объективная сторона преступления выражается в действии – занижении размеров платежей за землю.

Под занижением понимается уменьшение размеров платежей за землю в нарушение действующего законодательства. Например, при расчете земельного налога необоснованно используются налоговые льготы.

Действия должностных лиц, умышленно содействовавших налогоплательщикам (организациям и индивидуальным предпринимателям) в занижении размеров земельного налога, необходимо квалифицировать как соучастие в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица или организации (ст. ст. 198, 199 УК РФ).

Преступление окончено в момент занижения размеров платежей за землю. Для квалификации не имеет значения, были ли они фактически оплачены или нет. Состав преступления формальный.

Общими признаками составов преступлений, предусмотренных комментируемой статьей, являются субъективная сторона и субъект деяния.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Должностное лицо осознает, что, используя свое служебное положение, совершает одно из указанных действий, и желает этого.

Обязательными признаками субъективной стороны являются и мотивы – корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность – это извлечение имущественной выгоды или избавление от материальных затрат для себя и своих близких.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Деяния, указанные в диспозиции ст. 170 УК РФ, сопряженные с получением взятки, необходимо квалифицировать по совокупности со ст. 290 УК РФ

Субъект преступления – должностное лицо, использующее свое служебное положение (см. примечание к ст. 285 УК РФ и комментарий к нему). Как правило, это служащие государственных или муниципальных органов, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, ведение государственного земельного кадастра, рассчитывающие размеры платежей за землю.


 Видео о ст. 170 УК РФ

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *