Статья 185 УК РФ Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

Ч. 1 ст. 185 УК РФ

Внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Ч. 2 ст. 185 УК РФ

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 3 ст. 185 УК РФ

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание.

Крупным ущербом, доходом в крупном размере в статьях 185, 185.1, 185.2 и 185.4 настоящего Кодекса признаются ущерб, доход в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере – три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей.

 

 

Оглавление


Комментарий к ст. 185 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Порядок эмиссии ценных бумаг определяется Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.

2. Проспект ценных бумаг должен содержать данные об эмитенте, о его финансово-экономическом состоянии и факторах риска, сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумагах. Назначение проспекта состоит в том, чтобы предоставить инвесторам, приобретающим эмиссионные ценные бумаги, максимум информации, необходимой для принятия самостоятельного и обоснованного решения. Осознанное искажение любой информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, повлекшее причинение крупного ущерба (свыше 1,5 млн. руб.), влечет уголовную ответственность по ст. 185 УК за внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации (первая форма преступного деяния).

3. Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами. Если указанные лица утвердили содержащий заведомо недостоверную информацию проспект (вторая форма преступного деяния), чем причинили крупный ущерб, то они подлежат уголовной ответственности. Кроме того, преступное деяние образует подписание проспекта ценных бумаг (его подтверждение) лицами, указанными в п. 2 ст. 22.1 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”.

4. Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или в случае, предусмотренном законодательством, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Утверждение уполномоченными органами эмитента недостоверного отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг или его подписание (подтверждение) субъектами, указанными в п. 6 ст. 25 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, образуют третью форму преступного деяния.

5. Размещение эмиссионных ценных бумаг – отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законодательством.

Размещение эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации, причинившее крупный ущерб, влечет уголовную ответственность по ст. 185 УК (четвертая форма преступного деяния).

Ответственность за совершенное деяние будет нести руководитель организации, распорядившийся о размещении ценных бумаг. Размещение может осуществляться профессиональными участниками.


Комментарий к статье 185 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг. Дополнительным непосредственным объектом выступают имущественные интересы граждан, организаций и государства.

2. Объективная сторона преступления характеризуется альтернативно указанными действиями, крупным ущербом гражданам, организациям или государству и причинной связью между действиями и последствием.

Первым из альтернативно указанных действий закон называет внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации. В соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг эмиссия ценных бумаг есть установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”).

Такая последовательность состоит из нескольких этапов (п. 1 ст. 19 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”), в качестве одного из которых (третьего) Закон называет государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. При этом указанная государственная регистрация должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500 (п. 2 ст. 19 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). Общие требования к содержанию проспекта установлены ст. 22 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”; искажение содержания проспекта путем включения в любой его раздел заведомо недостоверной информации образует анализируемое преступное действие. При этом в силу особенностей эмиссии ценных бумаг данное действие может быть совершено только на этапе подготовки проспекта внутри самого эмитента.

До регистрации проспекта он должен быть утвержден в порядке, установленном п. 1 ст. 22.1 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, и утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта образуют вторую разновидность действий, входящих в объективную сторону рассматриваемого состава преступления.

Третья разновидность преступных действий заключается в подтверждении содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта; такое подтверждение в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” осуществляется аудитором, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, – независимым оценщиком, а также финансовым консультантом на рынке ценных бумаг и в случае выпуска облигаций с обеспечением – лицом, предоставившим обеспечение.

В качестве четвертого действия закон называет утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг завершается государственной регистрацией отчета (уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 19, ст. 25 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). При этом отчет (уведомление) до такой регистрации должен быть утвержден советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим функции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, а для юридических лиц иных организационно-правовых форм – лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено законодательством. Утверждение компетентными органами эмитента содержащего заведомо недостоверную информацию отчета (уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг образует состав преступления в данной его разновидности (объем информации, который должен быть представлен в отчете (уведомлении) и который, как следствие, может быть искажен, определяется в ст. 25 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”).

Последним действием, образующим объективную сторону рассматриваемого состава преступления, является размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. Размещение эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг запрещается (п. 1 ст. 19 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”), за изъятиями, установленными законом, и размещение, т.е. отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок без такой регистрации влечет уголовную ответственность.

3. Состав преступления материальный; преступление признается оконченным с момента причинения рассматриваемыми действиями крупного ущерба гражданам, организациям или государству, т.е. ущерба, сумма которого превышает 1 млн. руб. (примечание к ст. 185 УК). Под ущербом в данном составе преступления следует понимать совокупный реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК), понесенный в результате заключения сделок на рынке в отношении ценных бумаг, выпуск которых признан недействительным, теми субъектами рынка, которые являются их владельцами на момент признания выпуска недействительным. Поскольку законодательством в случае признания выпуска недействительным предусмотрена возможность возврата средств, полученных эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, лицам, владеющим этими бумагами (ст. 26 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”), то ущерб следует определять как невозвращенные эмитентом средства, т.е. с учетом (за минусом) возвращенных средств.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом.

5. Субъект преступления специальный. При внесении в проспект заведомо недостоверной информации им является любой работник эмитента, подготовивший проспект на основании утвержденного эмитентом решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; при утверждении содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления), а равно размещении ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, – член совета директоров (наблюдательного совета) или член органа, осуществляющего функции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, а для юридических лиц иных организационно-правовых форм – лицо, осуществляющее единолично или коллегиально с другими функции исполнительного органа эмитента, либо иной субъект, уполномоченный в соответствии с законодательством на совершение соответствующих действий. Аудитор (квалификация его действий по ст. 202 УК в данном случае исключается), независимый оценщик, финансовый консультант на рынке ценных бумаг, лицо, предоставившее обеспечение в случае выпуска облигаций с обеспечением, являются субъектами подтверждения содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта.

Должностные лица регистрирующих органов (федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иного регистрирующего органа, определенного законом) не являются субъектами рассматриваемого состава преступления и в определенных случаях могут нести уголовную ответственность по соответствующим нормам главы 30 УК.

6. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) характеризуется его совершением группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.


 Комментарий к статье 185 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления – установленный порядок эмиссии ценных бумаг, интересы инвесторов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” эмиссия ценных бумаг – это установленная последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Размещение эмиссионных ценных бумаг представляет собой отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Под эмиссионной ценной бумагой понимают любую ценную бумагу, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

1) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” формы и порядка;

2) размещается выпусками;

3) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В качестве эмиссионных ценных бумаг выпускаются акции, облигации и опцион эмитента. Они могут быть именными или на предъявителя, а также в бездокументарной или документарной форме.

По общему правилу процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг заключается в следующем:

1) принятие решения о размещении бумаг;

2) утверждение решения об их выпуске;

3) государственная регистрация их выпуска;

4) размещение бумаг;

5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

В случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, эмитентом осуществляется регистрация их проспекта.

Проспект эмиссии ценных бумаг – это обязательный для государственной регистрации выпуска ценных бумаг документ, который представляется в регистрирующий орган и содержит сведения об органах управления эмитента, о порядке и условиях размещения эмиссионных ценных бумаг, о финансово-экономическом состоянии эмитента и его финансово-хозяйственной деятельности, об участниках (акционерах) эмитента и т.д.

Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами (ст. 22.1 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”).

Проспект ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), а в необходимых случаях аудитором, независимым оценщиком, финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг.

Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг после государственной регистрации их выпуска (ст. 24 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”).

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в течение тридцати дней с даты представления необходимых документов. При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.
В исключительных случаях эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг до государственной регистрации их выпуска. Например, при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета (уведомления) об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг (ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” не позднее тридцати дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, который содержит следующую информацию:

даты начала и окончания размещения;

фактическую цену размещения ценных бумаг и их количество;

долю размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска;

общий объем поступлений за размещенные бумаги;

о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые заключены в процессе размещения ценных бумаг.

Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в данном документе.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его.

Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях:

1) внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации;

2) утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

3) размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию; последствия в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству; причинная связь.

Под внесением в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации понимается включение в данный документ на стадии его подготовки информации, не соответствующей реальной действительности.

Утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг заключается в их одобрении коллегиальным (например, совет директоров) или исполнительным (например, генеральный директор) органом эмитента.

Под размещением эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, понимается отчуждение эмитентом первым владельцам ценных бумаг, которым не присвоен индивидуальный государственный регистрационный номер.

Деяние является оконченным в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к комментируемой статье под крупным ущербом понимается сумма, превышающая один миллион рублей. С качественной стороны ущерб выражается в реальных имущественных потерях и упущенной выгоде.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности является наличие причинной связи между действиями и наступившими последствиями. Однако, как справедливо отметил И.А. Клепицкий, единой и строгой методики исчисления ущерба от подобных действий не существует и она вообще вряд ли возможна (с учетом отношения в нашем гражданском праве к абстрактным убыткам).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что своими действиями злоупотребляет при эмиссии ценных бумаг, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, и желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления. Вместе с тем для данного преступления характерно извлечение имущественной выгоды и иная личная заинтересованность.

Субъект преступления специальный, характеристики которого определяются применительно к виду преступного деяния:

1) за внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации несут ответственность лица, отвечающие за достоверность включенной в проспект эмиссии информации, а также подписавшие его лица, выполняющие управленческие функции в организации-эмитенте.

2) за утверждение либо подтверждение проспекта ценных бумаг или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг – уполномоченные работники организации-эмитента, а также иные лица, утвердившие или подтвердившие содержание указанных проспекта или отчета (уведомления);

3) за размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, ответственными являются уполномоченные на то работники организации-эмитента.

Квалифицирующий признак – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

За нарушения эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, не причинившие крупного ущерба, установлена административная ответственность (ст. ст. 15.17 и 15.18 КоАП РФ).


 Видео о ст. 185 УК РФ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *