Статья 266 УК РФ Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Ч. 1 ст. 266 УК РФ

Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 2 ст. 266 УК РФ

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 3 ст. 266 УК РФ

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

 

 

Оглавление


Комментарий к ст. 266 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предметом преступления являются железнодорожные, воздушные, водные, автомобильные и иные транспортные средства, предусмотренные ст. 263 и 264 УК. Также к предметам преступления относятся пути сообщения (железнодорожные, трамвайные пути, проезжие части дорог, взлетно-посадочные полосы, воздушные трассы и коридоры и пр.), средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование. Средства сигнализации – это разнообразные технические устройства, используемые для передачи звуковой, световой и иной условной информации (светофоры, семафоры, маяки и т.п.). Средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки различных сообщений или для обеспечения функционирования сетей связи (телефонные опоры, телеграфные провода и т.п.). Иное транспортное оборудование – это механизмы, технические устройства, приборы, кроме средств сигнализации и связи, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта (система управления движением, средства освещения и проч.).

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия в виде:

а) недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, средств связи, иного транспортного оборудования;

б) выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Недоброкачественный ремонт транспортного средства может выражаться в неустранении всех неисправностей в соответствии с технологическими требованиями и нормативами либо в установке нестандартных или недоброкачественных запасных частей (например, агрегатов, узлов, деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств выражается в невыполнении должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние выпускаемого в эксплуатацию транспортного средства. Обязательным признаком преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими общественно опасными последствиями.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных общественно опасных последствий.

4. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее ремонт и (или) отвечающее за качество ремонта транспортных средств или транспортного оборудования либо несущее ответственность за техническое состояние транспортного средства и (или) выпуск его в эксплуатацию, либо водитель или владелец индивидуального транспортного средства, давший разрешение иному лицу на эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства. На практике субъектами преступления могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, так и работники других организаций, на которых инструкциями, правилами, специальным распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности последствия, предусмотренные ст. 266 УК.


Комментарий к статье 266 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Анализируемое преступление посягает на безопасность функционирования транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье. Предметом признаются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.
О понятии транспорта см. комментарий к ст. ст. 263 и 264 УК.

2. Пути сообщения включают в себя:

а) на железнодорожном транспорте – железнодорожное полотно;

б) на воздушном – взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку и т.п.;

в) на водном транспорте – пути следования морских либо речных судов из одного порта в другой;

г) на автомобильном транспорте – проезжую часть дороги.

3. Под средствами сигнализации понимаются разнообразные технические устройства, конструктивно предназначенные для передачи звуковой, световой и иной условной информации (светофоры, семафоры, маяки и т.п.).

4. Средствами связи признаются технические устройства и приспособления, конструктивно предназначенные для приема и передачи различных сообщений (телеграфные, телефонные провода и т.п.).

5. Иное транспортное оборудование – это совокупность механизмов, технических устройств и приборов, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта (эстакады, радиолокаторы и т.п.).

6. Объективная сторона выражается: а) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

7. Недоброкачественный ремонт – это такой ремонт указанных предметов, который не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспортных средств, а также элементов технической системы их эксплуатации. Например, недоброкачественный ремонт может заключаться в устранении не всех неисправностей подвижного железнодорожного состава или в установке деталей, срок эксплуатации которых уже истек (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25).

8. Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее какие-либо технические неисправности. Разрешение может иметь как устную, так и письменную форму.

9. Рассматриваемое преступление может совершаться в форме действия или бездействия. Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Обязательным признаком объективной стороны анализируемого состава является причинная связь между недоброкачественным ремонтом транспортных средств, технических систем транспорта или выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими общественно опасными последствиями.

10. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия и небрежности.

11. Субъект преступления специальный:

а) работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом;

б) работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств;

в) владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, либо водитель индивидуального транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25).

12. В ч. 2 ст. 266 УК предусмотрена ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а в ч. 3 – смерть двух и более людей.


 Комментарий к статье 266 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект – жизнь и здоровье человека. К предмету преступления относятся как транспортные средства, так и транспортное оборудование, пути сообщения, средства сигнализации, связи и др.

Использование неисправного источника повышенной опасности ставит под угрозу причинения вреда безопасность движения, жизнь и здоровье людей. Эксплуатация неисправных транспортных средств даже при соблюдении всех правил может повлечь за собой необратимые последствия.

Объективная сторона заключается в выполнении альтернативных деяний. Это или недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения и др., или выпуск в эксплуатацию неисправных транспортных средств.

Состав преступления материальный. Поэтому в содержание объективной стороны входят общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствиями. В этой связи при решении вопроса о наличии рассматриваемого состава преступления необходимо установить причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в ст. 266 УК РФ

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). При этом важно установить, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в ст. 266 УК РФ

Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.

Выпуск в эксплуатацию осуществляется путем выдачи разрешения на использование неисправного транспортного средства. Такое разрешение может быть устным или письменным, полученным по другим источникам. Форма разрешения не имеет значения для квалификации деяния. Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Перечень технических неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств, предусмотрен Правилами дорожного движения Российской Федерации, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и другими нормативными правовыми актами. В частности, Основными положениями должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственного технического осмотра и т.д.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия. К ним относятся: причиненный по неосторожности тяжкий вред здоровью человека (ч. 1 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть человеку (ч. 2 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть двум или более лицам (ч. 3 ст. 266 УК РФ). Причинная связь между деянием и последствиями в данном случае носит опосредованный характер, поскольку непосредственно последствия наступают не в результате действий лица, недоброкачественно отремонтировавшего или выпустившего неисправное транспортное средство, а в результате действий лица, эксплуатирующего транспортное средство. Преступление, предусмотренное ст. 266 УК РФ, является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или его смерти.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность). Мотивы совершения преступления могут быть различны. Они не влияют на квалификацию деяния.

Субъект преступления специальный. Им могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Не является субъектом преступления лицо, если на него не возлагалась ответственность за эксплуатацию транспортного средства или его техническое состояние, например в случае выделения лицу персональной автомашины.


 Видео о ст. 266 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *