Статья 270 УК РФ Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Оглавление


Комментарий к ст. 270 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Терпящими бедствие признаются люди (хотя бы один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, на другом плавучем средстве (плоту, лодке и т.п.) в море или на ином водном пути, здоровью и жизни которых (которого) угрожает реальная опасность в случае неоказания помощи.

2. Объективная сторона преступления выражается в бездействии. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие состоит в невыполнении им обязанностей по оказанию помощи обнаруженным в море (на ином водном пути) лицам, которым угрожает гибель; в отказе следовать на помощь терпящим бедствие по вызову; в неоказании помощи после столкновения пассажирам и экипажу другого судна. В случае когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для своего судна, его экипажа и пассажиров, неоказание капитаном помощи терпящим бедствие не образует состава преступления. Серьезная опасность для судна состоит в угрозе его возгорания, затопления и т.п., для экипажа и пассажиров – в угрозе их жизни и здоровью. Не относятся к обстоятельствам, оправдывающим неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, угроза материальным ценностям, находящимся на судне, нарушение графика или маршрута движения судна и т.п.

3. Преступление признается оконченным с момента, когда капитан судна отдал приказ не оказывать помощь или не отдал приказ оказать помощь терпящим бедствие в случае, если помощь реально могла быть оказана в указанных обстоятельствах вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

4. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является место его совершения, а именно море или иной водный путь. Все водные пути можно разделить на морские и внутренние водные пути.

5. Субъект специальный: капитан судна или лицо, выполняющее обязанности капитана судна. Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства (корабль, пароход, паром и т.д.).


Комментарий к статье 270 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера.

2. Данная норма является специальной по отношению к норме, содержащейся в ст. 125 УК. Согласно правилу о конкуренции общей и специальной норм применяться должна специальная.

3. Непосредственным объектом признаются безопасность движения и эксплуатации водного транспорта, от соблюдения которых зависит жизнь и здоровье людей, находящихся на водных путях. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

4. Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членам экипажа. По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения и т.п.

5. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия и заключается в неоказании помощи терпящим бедствие или в неприбытии к месту, где терпит бедствие водное судно. Следует учитывать, что в первом случае имеет место непосредственно визуальное обнаружение терпящих бедствие. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал “sos”. Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так и от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания. Преступление признается оконченным с момента неоказания помощи, т.е. с того момента, когда капитан либо получил просьбу о помощи, либо иным образом узнал о терпящих бедствие на водном пути и принял решение не оказывать необходимую людям помощь. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

6. Место совершения преступления, а именно водные пути, является обязательным признаком объективной стороны комментируемого преступления. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды РФ и другого государства.

7. Рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Капитан судна осознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи.

8. Субъект преступления специальный – капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана.

9. Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК.


 Комментарий к статье 270 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом рассматриваемого преступного деяния являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности жизни людей, терпящих бедствие на воде.

Объективная сторона характеризуется бездействием, состоящим в неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Место преступления является обязательным признаком рассматриваемого состава преступления. Им являются море или иные водные пути. К последним относится водное пространство (например, реки, озера, водохранилища), используемое для судоходства.

Терпящими бедствие считаются люди, которые непосредственно находятся в воде или спасаются при помощи подручных плавающих предметов, спасательных средств, а также находящиеся на судне и подающие сигнал бедствия, если при этом им угрожает опасность.

В соответствии со ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ  капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.

При квалификации деяния необходимо установить, имел ли капитан реальную возможность в сложившейся обстановке оказать помощь терпящим бедствие и не было ли это связано с серьезной опасностью для своего судна, экипажа и пассажиров. Если спасение было сопряжено с серьезной опасностью, состав преступления отсутствует.

Серьезность опасности определяется исходя из обстоятельств происшествия и может выражаться в возможности гибели судна, угрозе жизни или здоровью людей. Опасность не признается серьезной, в случае если оказание помощи терпящим бедствие сопряжено только с имущественным ущербом (штрафные санкции за опоздание, повреждение груза и т.п.).

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента неоказания помощи независимо от наступления либо ненаступления последствий (люди могут как погибнуть, так и спастись самостоятельно или с помощью других лиц).

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, при котором виновный осознает общественную опасность неоказания помощи терпящим бедствие и бездействует, несмотря на реальную возможность спасти людей.

Субъект преступления специальный – капитан судна независимо от формы собственности, конструкции и водоизмещения или лицо, исполняющее его обязанности. Не являются субъектами преступления водители лодок, катеров и тому подобных транспортных средств. При наличии соответствующих обстоятельств их деяние может быть квалифицировано по ст. 125 УК РФ


 Видео о ст. 270 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *