Статья 289 УК РФ Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, – наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

 

 

Оглавление


Комментарий к ст. 289 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона преступления предполагает два обязательных действия.

2. Первое из них описывается альтернативно: учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо. Под организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность (юридическим лицом), необязательно понимается только коммерческая организация, поскольку гражданское законодательство допускает занятие предпринимательской деятельностью и некоммерческими организациями (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Учреждение организации предполагает ее создание, в том числе форме реорганизации. Уголовно не наказуемо вхождение в состав участников организации в процессе ее функционирования. Участие в управлении такой организацией лично означает вхождение в состав органов юридического лица; управление через доверенное лицо связано с вхождением в состав органов юридического лица субъекта, подчиняющегося отданным в любой форме указаниям субъекта преступления по вопросам деятельности такого лица. При этом не имеет значения то, является ли участие в управлении определяющим (решающим) в деятельности юридического лица.

3. Второе обязательное действие представляет собой предоставление такому юридическому лицу льгот и преимуществ или покровительство в иной форме (например, в форме рекомендаций иным субъектам хозяйственного оборота вступать именно с данной организацией в договорные отношения, непринятия мер за упущения или нарушения в деятельности такой организации).

4. Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо должны быть запрещены субъекту преступления законом (см., например, ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”).


Комментарий к статье 289 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. “О государственной гражданской службе Российской Федерации” устанавливает для государственных гражданских служащих запрет заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 17). Аналогичное правило установлено и Федеральным законом от 2 марта 2007 г. “О муниципальной службе в Российской Федерации” (ст. 14).

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется действиями двух видов:

1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, – это совершение таких действий, которые имеют своим результатом создание организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, – передача имущества, прав на интеллектуальную собственность (формирование уставного капитала), заключение учредительного договора, утверждение устава, государственная регистрация юридического лица. Виновный может быть как единственным учредителем организации, так и одним из соучредителей;

2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо – это деятельность в качестве органа управления (например, генерального директора) или члена коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления и т.п.).
Организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность (ст. 2 ГК), является, во-первых, коммерческая организация, во-вторых, при определенных условиях, некоммерческая (ст. 50 ГК).

3. Сами по себе учреждение должностным лицом либо управление такой организацией преступными не являются (хотя и представляют собой правонарушения). Для того чтобы эти действия были преступными, необходимо, чтобы они были связаны с предоставлением организации льгот и преимуществ либо с покровительством в иной форме.
Предоставление льгот (таможенных, налоговых, экспортно-импортных и т.п.) – это полное или частичное освобождение организации от публичного обременения.
Предоставление преимуществ – это предпочтительная по сравнению с иными аналогичными организациями оценка ее деятельности при решении того или иного вопроса (при определении результатов конкурса на государственный подряд, аукциона и т.п.).

Покровительство в иной форме охватывает собой все остальные, не связанные с предоставлением льгот и преимуществ виды незаконного способствования организации со стороны должностного лица (снабжение конфиденциальной информацией, упрощение процедуры получения лицензии и т.п.).

Связь между предоставлением льгот, преимуществ, оказанием покровительства в иной форме и совершением предусмотренных в комментируемой статье действий проявляется в том, что указанные формы покровительства (протекционизма) выступают условиями быстрого создания организации и (или) условиями эффективного ее функционирования, определяемого более высоким, по сравнению с остальными подобными организациями, уровнем рентабельности.

4. Все указанные действия (предоставление льгот, преимуществ, покровительство в иной форме) совершаются должностным лицом с использованием своего служебного положения в широком смысле этого слова, т.е. не только компетенции, но и авторитета занимаемой должности.

5. Преступление окончено в момент предоставления льготы, преимущества либо оказания покровительства в иной форме организации, учрежденной или управляемой виновным.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

7. Субъект преступления специальный – должностное лицо (см. п. п. 8 – 11 комментария к ст. 285 УК).


 Комментарий к статье 289 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления – осуществляемая в соответствии с законом деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Законодательство РФ запрещает государственным служащим и лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.

Так, данный запрет установлен ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, ст. 11 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”, ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, члены Правительства РФ, судьи, прокурорские работники не вправе заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. В соответствии со ст. ст. 12, 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” депутат законодательного органа субъекта РФ не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой), если осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ) также не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии со ст. ст. 37, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью: глава местной администрации; депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (если они осуществляют свои полномочия на постоянной основе); муниципальные служащие.

Нарушение установленного законодательством РФ запрета влечет за собой дисциплинарную ответственность. Однако если должностное лицо учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией и при этом предоставляет ей различные льготы и преимущества, оно может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 289 УК РФ

Объективная сторона преступления состоит в совершении следующих действий:

1) учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом;

2) участие должностного лица в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом;

3) предоставление учрежденной либо управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме.

В случае учреждения (создания) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя или соучредителя.

Организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, может быть как коммерческая организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив), так и некоммерческая, не преследующая такой цели, однако имеющая право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Участие в управлении организацией означает участие должностного лица в принятии различного рода решений, касающихся деятельности организации. Такое участие может иметь место в случае единоличного руководства организацией путем замещения какой-либо руководящей должности либо в случае вхождения должностного лица в состав какого-либо органа управления организацией. Участие в управлении организацией может осуществляться и через доверенное лицо (например, родственника), когда фактически решения относительно деятельности организации принимаются должностным лицом.

Обязательным признаком объективной стороны является предоставление учрежденной или управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме.

Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство происходит путем использования должностным лицом своих полномочий и может выражаться в следующем: освобождение организации от какой-либо проверки, от привлечения к ответственности и наложения различного рода санкций, предоставление таможенных, налоговых, экспортных льгот, создание условий для победы организации на конкурсе по получению государственного заказа, создание препятствий конкурентам и т.п.

По конструкции объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступление окончено с момента совершения входящих в объективную сторону действий.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно, вопреки имеющемуся запрету учреждает организацию или участвует в управлении организацией, предоставляя ей при этом льготы, преимущества или покровительствуя в иной форме, и желает совершить такие действия.

Субъект преступления специальный – должностное лицо, в отношении которого законом установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Так, не является субъектом данного преступления должностное лицо государственного либо муниципального учреждения, поскольку законодательство не устанавливает для него запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией (если только такое должностное лицо не относится к категории государственных или муниципальных служащих). Субъектом преступления не является также депутат законодательного органа субъекта РФ, осуществляющий свои полномочия не на постоянной основе. Вместе с тем предоставление такими должностными лицами льгот и преимуществ учрежденным (управляемым) ими организациям или иное покровительство может быть квалифицировано по ст. 285 УК РФ


 Видео о ст. 289 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *