Статья 356 УК РФ Применение запрещенных средств и методов ведения войны

Ч. 1 ст. 356 УК РФ

Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, – наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

Ч. 2 ст. 356 УК РФ

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

 

Оглавление


Комментарий к ст. 356 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из перечисленных в законе действий.

2. Понятие военнопленных дается в Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., а понятие гражданского населения – в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

3. К жестокому обращению можно отнести: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья; нанесение ущерба здоровью; незаконное депортирование; перемещение и арест указанных лиц, принуждение их служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство; взятие заложников; незаконные, произвольные и проводимые в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью, и другие действия.

4. Депортация гражданского населения, по сути, представляет собой разновидность жестокого обращения и состоит в перемещении его из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет.

5. Разграбление национального имущества на оккупированной территории состоит не только в хищении его путем грабежа, но и в его присвоении иными способами. Особо на международном уровне согласно Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. защищаются культурные ценности.

6. Средства ведения войны – это оружие и другая военная техника, применяемая вооруженными силами воюющих для уничтожения либо подавления живой силы и материальных средств противника, а также подавления его сил и способности к сопротивлению. Под методами ведения войны понимается порядок и применяемые способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Согласно Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г., запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания. Кроме того, запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Международными договорами запрещены следующие средства ведения войны: снаряды, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом; удушливые, ядовитые или другие подобные газы и бактериологические средства; некоторые виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, в том числе оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей, зажигательное оружие, ослепляющее лазерное оружие, мины, мины-ловушки, противопехотные мины и др.

Запрещенными методами ведения войны признаются: вероломство; отдача приказа никого не оставлять в живых; принудительный призыв на военную службу граждан неприятельской державы; разрушения, не продиктованные военной необходимостью; нападения неизбирательного характера; ненадлежащее использование флага парламентера, флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями; использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил и др.

7. Преступление окончено с момента совершения одного из действий, образующих объективную сторону состава независимо от наступления последствий.

8. В ч. 2 предусмотрена ответственность за использование конкретного средства ведения войны – применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. О понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст. 355 УК.

Применением оружия массового поражения признается его фактическое использование. Последствия вынесены за рамки состава, поэтому их наступление не имеет значения для признания состава оконченным и квалификации деяния по данной норме.


Комментарий к статье 356 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Рассматриваемое преступление нарушает общественные отношения, обеспечивающие добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий и имеющие целью максимальную гуманизацию вооруженных конфликтов.

2. Термин “средства и методы ведения войны”, использующийся в названии ст. 356 УК, подлежит расширительному толкованию. Действие комментируемой нормы распространяется на вооруженные конфликты международного и немеждународного характера (согласно Дополнительному протоколу II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера).

3. К актам жестокого обращения с военнопленными и гражданским населением относятся: преднамеренное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного или гражданского лица к службе в вооруженных силах неприятельской стороны, лишение таких лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, взятие кого-либо из гражданских лиц в заложники и т.д.

4. Основными международно-правовыми документами, определяющими правила обращения с военнопленными и гражданским населением, являются Женевские конвенции 1949 г. (об обращении с военнопленными, о защите гражданского населения во время войны, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море).

5. В соответствии с международно-правовыми нормами под военнопленными понимаются категории лиц, попавших во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта: личный состав вооруженных сил воюющей стороны, партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивлений, некомбатанты (лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, – врачи, юристы, корреспонденты, различный обслуживающий персонал, члены экипажей торгового флота и гражданской авиации); стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи ведения войны.

6. К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта, т.е. не входящие в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и не принимающие непосредственного участия в боевых действиях.

7. Депортация гражданского населения, запрещенная Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения, – это насильственное перемещение гражданского населения в пределах оккупированной территории или за ее пределы (принудительное изгнание, высылка и т.д.). Депортацию следует отличать от разрешаемой нормами международного права полной или частичной эвакуации населения, если этого требует его безопасность или особо веские соображения военного характера.

8. Разграблением национального имущества считаются действия по произвольному, осуществляемому в больших масштабах разрушению и присвоению имущества, не вызываемые военной необходимостью.

9. К средствам ведения военных действий относится оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его силы и способности к сопротивлению. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. запрещенными являются: применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный, серьезный ущерб природной среде. К запрещенным средствам ведения войны согласно действующим международно-правовым нормам, в том числе заключенной в 1981 г. Конвенции о запрещении и ограничении применения конкретных видов обычных вооружений, в частности, относятся: оружие “неизбирательного” действия, истребляющая сила которого такова, что она не может быть направлена лишь на заранее определенные военные цели, оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние повреждения, страдания или делающие неизбежной смерть людей, выведенных из строя, а также имеющие предательский, коварный характер (напалмовые, шариковые, кассетные, фосфорные бомбы, нейтронная бомба, любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства смертоносного или разрушительного характера, используемые против гражданского населения или применяемые неизбирательно).

10. Методы ведения военных действий – это порядок, способы и приемы использования средств ведения войны в соответствии с их целями. К запрещенным методам ведения военных действий относятся нападения “неизбирательного характера”, последствия которых не могут быть ограничены поражением лишь военных объектов. Кроме того, согласно заключенной в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного воздействия на природную среду, запрещенными являются такие методы ведения военных действий, как “погодная война”, “экологическая агрессия”. В соответствии с Конвенцией 1981 г. “О запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия” запрещенными методами ведения военных действий являются: совершение нападений с применением зажигательного оружия на гражданское население или на гражданские объекты, а также на леса и другие виды растительного покрова, кроме случаев, когда такие природные элементы являются военными объектами. Кроме того, в качестве запрещенных методов ведения войны рассматриваются превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения, нападение на лиц, прекративших принимать участие в военных действиях, нападение на установки и сооружения, “содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или приносит ущерб гражданским объектам” и др.

11. К числу обязательных признаков рассматриваемого преступления относится обстановка его совершения – обстановка вооруженного конфликта. Международному праву известны два вида таких конфликтов. Во-первых, это вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства (международный конфликт). Во-вторых, это вооруженный конфликт немеждународного характера – столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо государства.

12. Преступление признается оконченным с момента совершения любого из действий, предусмотренных ч. 1 ст. 356 УК.

13. Субъектами преступления могут выступать лица, достигшие возраста 16 лет и входящие в состав участников вооруженного конфликта (должностные лица органов военного управления, военнослужащие, командиры воинских формирований и др.).

14. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 356, совершается с прямым умыслом.

15. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение одного из наиболее опасных средств войны – оружия массового поражения. О понятии оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, см. комментарий к ст. 355 УК.

16. Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 356 УК, окончено с момента фактического применения оружия массового поражения, независимо от последствий, наступивших в результате таких действий.


 Комментарий к статье 356 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом рассматриваемого преступления являются мирные отношения между государствами; дополнительными объектами – жизнь и здоровье граждан, отношения собственности, культура, экология.

Общественная опасность применения запрещенных средств и методов ведения войны заключается в том, что подобные действия затрудняют восстановление мирных отношений между государствами – участниками войны, приводят к дополнительным неоправданным страданиям участников военных конфликтов и мирного населения, увеличению числа жертв, разрушению экономических и культурных ценностей.

В этой связи человечество уже давно ищет способы обеспечения гуманного отношения к жертвам военных действий, снижения материальных потерь. Поэтому международным сообществом разработаны определенные правила, регламентирующие средства и методы ведения военных действий. В числе таких правил можно назвать Петербургскую декларацию 1868 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г., а также иные международные соглашения в области ведения военных действий, обращения с военнопленными и мирным населением. Государства – участники подобных конвенций обязаны в национальном законодательстве отражать установленные ими требования и принимать меры к наказанию виновных лиц. Таким образом, применение запрещенных средств и методов ведения войны нарушает и международные правовые установления, и национальное законодательство.

Объективная сторона может быть выражена в совершении одного или нескольких из следующих действий: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; депортация гражданского населения; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

К числу военнопленных согласно ст. 4 Конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. относятся следующие категории лиц, попавших во власть неприятеля:

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

3) личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой;

4) лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверения личности прилагаемого образца.

В ст. 4 Конвенции указаны и некоторые другие категории лиц, относящихся к числу военнопленных.
Статья 13 Конвенции содержит правило о том, что с военнопленными всегда следует обращаться гуманно, а любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются. Из содержания этого положения и следует исходить при определении наличия жестокого обращения.

К гражданскому населению в соответствии со ст. 4 Конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. относятся те, кто не принимал участия в военных действиях, но в какой-либо момент и каким-либо образом находится в случае конфликта или Оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Жестокое обращение с гражданским населением характеризуется теми же признаками, что и с военнопленными.

Депортация гражданского населения состоит в принудительном изгнании, вывозе или высылке населения с оккупированной территории или территории проведения военных действий.
Статья 49 Конвенции о защите гражданского населения во время войны воспрещает по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортацию населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого государства, независимо от того, оккупированы они или нет.

Однако оккупирующая держава может провести полную или частичную эвакуацию какого-либо оккупированного района, если этого требуют безопасность населения или особо веские соображения военного характера. Такая эвакуация может быть осуществлена только вглубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это практически невозможно. После прекращения боевых операций население должно быть немедленно возвращено в свои дома.

Под разграблением национального имущества понимаются действия по его изъятию, присвоению, вывозу на территорию оккупирующей державы или другого государства. Статья 52 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных военных конфликтов, устанавливает запрет в отношении нападения на гражданские объекты или репрессалий гражданских объектов, к которым относятся все те, что не являются военными объектами. В этой связи разграбление национальных богатств можно назвать преступлением международного характера.

Под применением в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором, следует понимать действия, которые запрещены международными соглашениями, где одной из сторон является Россия.

При этом следует учитывать, что Россия является правопреемником СССР. Поэтому обязательства по международным договорам, ратифицированным СССР, относятся к числу обязательств России. К числу таких договоров можно отнести вышеназванные Гаагские конвенции, Женевские конвенции, а также другие международные договоры.

Так, в ст. 35 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям установлен запрет на применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или излишние страдания. Запрещено также применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Нарушение подобных и иных запретов составляет объективную сторону рассматриваемого состава преступления. Незнание положений международных договоров не может служить фактором, исключающим уголовную ответственность, поскольку подобные действия посягают на мировые гуманитарные принципы и моральные ценности, а следовательно, виновные осознают общественную опасность деяния.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 8 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ Поэтому рассматриваемая статья, так же как и предыдущая норма, может быть реализована лишь при наличии соответствующих норм международных правовых договоров, предусматривающих признаки составов преступлений.
Одним из многочисленных подобного рода соглашений может служить, например, Конвенция “О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении” (Осло, 18 сентября 1997 г.).

В этой Конвенции государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились о нижеследующем:
“Каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах:

a) не применять противопехотные мины;

b) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины;

c) не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению деятельности, запрещенной для государства-участника согласно настоящей Конвенции.

Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями настоящей Конвенции” (ст. 1).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления может заключаться и в иных действиях, направленных не только против живой силы, мирного населения, экономики. Под защитой международного права и национального законодательства находятся и другие человеческие ценности.

Так, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.), основываясь на положении о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов.

В этих целях участники Конвенции обязались уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территориях других сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.

Кроме того, на стороны возложены обязанности запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, запрещать реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой стороны. Стороны должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Несоблюдение этих позиций также образует состав рассматриваемого преступления. Здесь же следует отметить, что для определения объективной стороны состава необходимо установление факта нарушения установленного запрета в средствах и методах ведения войны или иных действий, совершаемых в этот период.

Оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК РФ

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы совершения преступления не влияют на его квалификацию.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Вместе с тем, исходя из характера преступления, необходимо отметить, что его субъектом, как правило, могут быть государственные должностные лица, командиры воинских и иных формирований, военнослужащие.

Часть 2 ст. 356 УК РФ устанавливает более строгую ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

Данная норма устанавливает ответственность за реальное применение оружия массового поражения. Преступление будет окончено именно с этого момента. По всем остальным признакам данный состав аналогичен вышерассмотренному. Понятие оружия массового поражения приведено при рассмотрении состава преступления, предусмотренного ст. 355 УК РФ


 Видео о ст. 356 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *