Статья 359 УК РФ Наемничество

Ч. 1 ст. 359 УК РФ

Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях – наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Ч. 2 ст. 359 УК РФ

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

Ч. 3 ст. 359 УК РФ

Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание.

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

 

Оглавление


Комментарий к ст. 359 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Понятие наемника, воспринятое из ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г., содержится в примечании к ст. 359 УК.

2. Объективная сторона состоит в совершении одного из перечисленных в законе действий.
Вербовка наемника представляет собой деятельность по его привлечению к участию в вооруженном конфликте и может состоять в агитации, записи желающих и т.п. действиях.

Обучение наемника предполагает подготовку уже завербованного наемника к участию в военных действиях или вооруженном конфликте путем передачи ему определенных знаний: о способах и приемах ведения военных действий, ведении диверсионной, разведывательной деятельности и др.

Финансирование наемника состоит в его материальном обеспечении денежными средствами, выплате ему вознаграждения, а также в создании материальной базы для вербовки, обучения, содержания и использования наемников в военных действиях или вооруженном конфликте.

Иное материальное обеспечение наемника может выражаться в предоставлении ему обмундирования, боеприпасов, вооружения, военной техники и др.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях – это его непосредственное привлечение к участию в боевых операциях и акциях военного характера.

3. Деяние признается оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.

4. В ч. 3 установлена ответственность за самостоятельное преступление – участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона участия предполагает непосредственное осуществление наемником действий, направленных на подготовку, планирование или проведение боевых действий или военных операций.

Деяние признается оконченным с момента участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.


Комментарий к статье 359 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 359 УК, может выражаться в одном из следующих действий:

а) вербовка наемников;

б) организация обучения наемников;

в) финансирование наемников;

г) иное материальное обеспечение наемников;

д) использование наемников в вооруженном конфликте или военных действиях.

2. Содержание понятия наемника впервые было раскрыто в ст. 47 Дополнительного протокола I “О международном вооруженном конфликте” к Женевским конвенциям о защите жертв войны. В декабре 1989 г. в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Она расширила понятие наемников и отнесла к ним лиц, не только непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. В соответствии с примечанием к комментируемой статье (воспринявшим международно-правовое определение наемника) для того, чтобы считаться наемником, лицо должно характеризоваться следующими признаками:

а) должно действовать в целях получения материального вознаграждения;

б) не должно являться гражданином страны, участвующей в конфликте;

в) не должно постоянно проживать на территории такой страны;

г) не может быть отнесено к лицам, направленным для выполнения официальных обязанностей государством, которое не является конфликтующей стороной.

3. Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою деятельность любых материальных ценностей (в денежном или ином выражении).

4. Постоянно проживающим на территории страны – участницы конфликта считается лицо, имеющее в этой стране жилье, работу, семью, а равно вид на жительство и легально находящееся на ее территории.

5. От наемников следует отличать военнослужащих невоюющих государств, посланных для выполнения официальных обязанностей (военные инструкторы, советники, направляемые в другие государства на основе двусторонних соглашений об оказании помощи в подготовке военных кадров, и т.д.).

6. К вербовке относится деятельность по привлечению одного или нескольких лиц к участию в вооруженном конфликте в качестве наемника. Она может выражаться в записи желающих, агитации, направлении к месту обучения, дислокации и т.п.

7. Обучение представляет собой деятельность по подготовке уже завербованного наемника (или наемников) к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях. Она может выражаться в обучении приемам обращения с оружием, методам ведения военных действий, обучении способам ведения диверсионной работы, организации специальных школ, лагерей, баз и т.д.

8. Финансирование наемников – это создание материальной базы для обучения, вербовки и использования наемников в вооруженном конфликте или военных действиях путем обеспечения наемников денежными средствами (открытие счетов в банках на лиц, являющихся наемниками, выплата им денежного или иного вознаграждения, выделение средств на содержание наемников и т.д.).

9. Иное материальное обеспечение наемников может выражаться в предоставлении им военного или иного имущества, вооружения, техники, боеприпасов, обмундирования и др.

10. Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение их к боевым операциям или акциям военного характера, как в районе военных действий, так и за его пределами (направление к месту ведения военных действий, руководство действиями формирований, их подразделений или отдельных наемников и т.д.).

11. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции статьи действий.

12. Ответственность по ч. 1 ст. 359 УК может нести лицо, достигшее возраста 16 лет, которое действовало умышленно.

13. Под использованием виновным служебного положения (ч. 2 комментируемой статьи) понимается деяние, совершенное вопреки интересам службы как должностным лицом, так и не являющимся таковым государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственной организации, направленное на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

14. Личное участие в вооруженном конфликте или военных действиях лица, завербованного в качестве наемника, означает непосредственное участие в подготовке, планировании или проведении боевых действий и военных операций.


 Комментарий к статье 359 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан.

Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. признает преступными действия не только самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН “О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций” 1970 г.

В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин “наемник” означает любое лицо, которое:

“a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил”.

Термин “наемник” означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

“а) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия”.

В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.
Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.), включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовки, обучения, финансирования или иного материального обеспечения наемника, использования его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.

Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.

Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучении обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.
Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников, или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).

Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и для участия в карательных, диверсионных и иных акциях.

Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект общий.

Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.

Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).

Совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего состоит в вербовке, обучении, финансировании, ином материальном обеспечении и использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях в случае, если наемнику не исполнилось 18 лет (лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток).

Частью 3 ст. 359 УК РФ установлена ответственность за участие самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона этого преступления заключается в личном непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Состав преступления относится к категории формальных и считается оконченным с момента начала военной акции с участием наемника или присоединения наемника к участию в такой акции.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Примечанием к ст. 359 УК РФ установлены признаки, необходимые для определения наемника. К ним прежде всего относится наличие цели получения вознаграждения. Отсутствие этой цели будет свидетельствовать об отсутствии субъекта преступления. Лицо, не преследующее цель получения вознаграждения, наемником не является. Чаще всего вознаграждение представляет собой денежные средства, выплачиваемые наемнику. Однако закон не ограничивает форму вознаграждения. Поэтому к вознаграждению следует относить и иные имущественные виды получаемой выгоды (например, оплата долгов наемника, получение каких-либо ценных предметов, земельного участка и т.п.). Вторым необходимым признаком наемника является факт отсутствия гражданства любой из сторон, участвующих в военных действиях. Наемником может быть лишь лицо, имеющее гражданство другого государства, или лицо без гражданства. Третий признак – непроживание постоянно на территории государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях. Постоянное проживание на территории такого государства означает, что лицо не может быть признано наемником. К числу наемников не могут быть отнесены и лица, направленные для исполнения официальных обязанностей (например, военные советники, консультанты и др.).

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется прямым умыслом. В диспозиции ч. 3 ст. 359 УК РФ отсутствует указание на мотив совершения преступления, но из содержания понятия наемника следует, что мотив преступления является корыстным.

Нормами международного права определено, что наемник не может признаваться комбатантом или военнопленным. Так, Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) (Женева, 8 июня 1997 г.), предусмотрено положение, согласно которому наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.

Комбатантами признаются лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), т.е. имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Военнопленным является любой комбатант, который попадает во власть противной стороны. Этими положениями еще раз подчеркиваются запрет наемничества и нераспространение на наемников правового статуса лиц, правомерно принимающих участие в вооруженных конфликтах или военных действиях.


 Видео о ст. 359 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *