Статья 4 УК РФ Принцип равенства граждан перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 

Оглавление


Комментарий к ст. 4 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Принцип равенства граждан перед законом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом, и ст. 19 Конституции РФ, закрепившей принцип, согласно которому все равны перед законом и судом.

2. Уголовно-правовой принцип равенства всех перед законом означает, что каждый гражданин (имеется в виду не только России, но и иностранный и лицо без гражданства), нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности, если в его действиях содержится состав преступления.

Данный принцип не ограничивается требованием равной обязанности нести ответственность за совершенное преступление, а предполагает и равную возможность на законных основаниях избежать ее.

3. Равенство всех перед законом не исключает наличия специальных прав и преимуществ для отдельных категорий лиц. Некоторые исключения предусмотрены самим уголовным законом в отношении женщин, мужчин пожилого возраста, несовершеннолетних. Такие лица подлежат уголовной ответственности, а все преимущества основаны на законе и в равной мере применимы ко всем гражданам и соответственно не являются нарушениями принципа равенства граждан перед законом.


Комментарий к статье 4 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Уголовно-правовой принцип равенства граждан перед законом является отражением соответствующих международно-правовых норм (ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 7 Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Преамбулы Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 20 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека и др.) и ст. 19 Конституции РФ.

2. Название и содержание ст. 4 УК не совпадают в части определения круга лиц, на которых распространяется принцип равенства. Согласно заглавию, это “граждане”, т.е. преступники; потерпевшие; лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или не достигнув возраста уголовной ответственности; люди, причинившие вред при обстоятельствах, исключающих преступность деяния; те, чьи правонарушения малозначительны. Все они должны иметь гражданство РФ; понимая законодателя буквально, нужно признать, что к иностранцам и апатридам принцип равенства не относится.

В соответствии с диспозицией ст. 4 УК субъектами анализируемого основного положения выступают “лица, совершившие преступления”. Их государственная принадлежность не имеет значения.

Представляется верным толковать рассматриваемую норму расширительно и применять ее ко всем физическим лицам независимо от вида уголовного правоотношения, в котором они участвуют, и гражданства (его отсутствия).

3. По закону принцип равенства сводится лишь к тому, что каждый преступник подлежит уголовной ответственности. Думается, однако, столь узкое понимание недопустимо. Равными для всех должны быть основания уголовной ответственности, а также карательное воздействие при одинаковых характере и степени общественной опасности преступлений.

4. Перечень обстоятельств, которые не должны приниматься во внимание при соблюдении уголовно-правового принципа равенства, аналогичен приведенному в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Как и в Основном Законе, он открыт. К “другим обстоятельствам” в литературе относят возраст, состояние здоровья и др.

Упомянутые характеристики не учитываются, если не проявляются в характере и степени общественной опасности деяния или личности виновного и не влияют на субъективную тяжесть карательного воздействия.

5. Согласно комментируемой статье лица, на которых распространяется ее действие, равны перед законом. Часть 1 ст. 19 Конституции РФ говорит о равенстве перед законом и судом.

Многие авторы считают, что положение о равенстве перед судом следует включить и в уголовно-правовую норму, поскольку рассматриваемый принцип реализуется не только законодателем, но и правоприменителем.

6. Нарушение уголовно-правового принципа равенства усматривают в нормах, гарантирующих неприкосновенность высшим должностным лицам (ст. ст. 91, 98, 122 Конституции РФ), устанавливающих особый порядок решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности дипломатических представителей и иных граждан, пользующихся иммунитетом (ч. 4 ст. 11 УК).

Эта проблема не уголовно-правовая. Соответствующие положения имеют уголовно-процессуальную природу, так как закрепляют особую процедуру привлечения к уголовной ответственности, а не исключительные ее основания или способы реализации.


Комментарий к статье 4 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основой принципа равенства граждан перед законом являются положения ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. Эти положения не означают абсолютного равенства граждан во всех отношениях и независимо ни от каких обстоятельств, но они гарантируют равное положение граждан перед требованиями закона и равное отношение к гражданам суда независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В этой связи можно сказать, что сущность принципа равенства граждан перед законом, закрепленного в УК РФ, состоит в установлении равенства условий привлечения к уголовной ответственности независимо от указанных выше обстоятельств. Но данное положение вовсе не означает равной ответственности лиц, совершивших преступление, и их равного наказания.

В этом отношении граждане не являются равными. Основаниями неравенства могут быть самые различные обстоятельства: пол, возраст, социальное положение, наличие рецидива и т.д. Так, несовершеннолетним, осуждаемым к лишению свободы, в отличие от лиц, совершивших преступление по достижении восемнадцатилетнего возраста, не может быть назначено лишение свободы сроком более десяти лет. К женщинам в отличие от мужчин не применяется смертная казнь. Совершение преступления с использованием служебного положения может влечь более строгое наказание. Уголовным законом могут быть предусмотрены преступления, совершаемые только специальными субъектами, и т.д. Но такое дифференцированное установление ответственности не является нарушением принципа равенства граждан перед законом.

Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 24 апреля 2002 г. N 118-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартынова Владимира Андреевича на нарушение его конституционных прав примечанием 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации” отметил следующее: как следует из примечания 1 к ст. 285 УК РФ, им устанавливается единый правовой статус граждан, осуществляющих определенные виды деятельности в соответствующих органах и учреждениях, и не предусматривается каких бы то ни было ограничений или преимуществ в связи с полом, расой, национальностью, языком, происхождением и другими обстоятельствами, названными в ст. 19 Конституции Российской Федерации. Данная статья Конституции Российской Федерации, гарантируя равенство всех перед законом и судом, не исключает возможности установления ответственности (в том числе уголовной) за некоторые деяния, которые могут совершаться только определенными категориями граждан – должностными лицами, военнослужащими и другими так называемыми специальными субъектами.

Исключением из правила равенства граждан перед законом в общеправовом и особенно процессуальном аспектах являются положения, установленные ст. ст. 91, 98, 122 Конституции РФ, где предусматривается неприкосновенность Президента РФ и особый порядок привлечения к ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей. Определенные изъятия в рассматриваемом плане установлены и в отношении некоторых других категорий лиц. Подобные изъятия обусловлены необходимостью обеспечения независимости деятельности лиц, выполняющих определенные социальные функции (например, политическую, правоохранительную, судебную деятельность), и соответствуют международным стандартам и условиям существования правового государства.


Видео о ст. 4 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *